Близкая к семье мэра Харькова фирма зарабатывает на рынке топлива – расследование журналистов

Журналисты провели большое расследование по коррупционным схемам на закупках топлива в Харькове

Почти миллиард гривен из бюджета Харькова с начала большой войны освоила малоизвестная компания, продающая топливо коммунальщикам. Человек, который за ним стоит, уехал из Украины как "волонтер", а следы от него ведут к избраннице Игоря Терехова. Об этом говорится в большом расследовании журналистов "Экономической правды", сообщает портал "Комментарии".

Проведенное ЭП расследование показало, что с начала большой войны в Харькове появился безоговорочный фаворит в сфере снабжения горючего коммунальным предприятиям (КП), подчиненным горсовету.

Ему без конкуренции или с ее имитацией городские коммунальные монополисты, такие как "Дорремстрой", "Харьковводоканал", Салтовское трамвайное депо", "Харьковские тепловые сети" и другие отдают самые большие подряды на поставку топлива. Общая цифра этих заказов уже приблизилась к 1 млрд. грн.

По меркам рынка топлива лидер харьковской власти является крохотным розничным игроком – в его активе всего две АЗС. Однако, похоже, у него есть несколько гораздо важнее: дружеские отношения с избранницей харьковского мэра, которые в прямом смысле "не знают границ".

В январе 2024 года бывшая депутат Харьковского областного совета Анна Кузнецова, за месяц до этого сложившая свои полномочияобнародовала последнюю перед увольнением декларацию на этом посту.

Из нее следует, что Кузнецова – довольно состоятельная женщина. Она владеет тремя автомобилями (Volkswagen Touareg 2021 года выпуска, Porsche Cayman 2019-го и Volvo XC90 2018-го), имеет венчурный фонд "Хилазон Шовав" (уставный капитал - 108,2 млн грн), доли в украинских и иностранных бизнесах (медицинская центры "ОН Клиник Харьков", Doctorpro в Польше и Словакии, которые стоят миллионы евро и генерируют миллионы гривен дохода.

Откуда эти активы у харьковской журналистки, одним из публичных достижений которой называют последнее интервью Виктора Януковича перед его бегством в россию? Ответ на этот вопрос может знать мэр Харькова. В декабре 2021 года 54-летний Игорь Терехов, которого за месяц до того избрали мэром, публично прокомментировал свой роман с Кузнецовой.

picture

 Игорь Терехов и
Анна Кузнецова
ИСТОЧНИК: YOUTUBE-КАНАЛ "СВЕТСКАЯ ЖИЗНЬ"

В его декларации за 2023 год – никаких долей в бизнесе. Только арендованные авто и 1,71 млн. грн. годовой зарплаты как основного дохода. И, что самое интересное, нет ни одного упоминания о Кузнецовой.

В декларации Кузнецова указывает и зарубежную недвижимость – жилой дом площадью 137,46 кв. м стоимостью 5,872 млн грн, который она приобрела 2 февраля 2023 года. Расположен этот дом также в Испании. Где именно? В декларации эта информация не раскрывается.

В марте 2023 года место нахождения Кузнецовой стало известно. Один из анонимных Telegram-каналов опубликовал фото, где она якобы находится в городе Камбрилс, Каталония. В кадр попали и три автомобиля (два BMW X6 и Volkswagen Touareg) 2020-2021 годов выпуска с харьковскими номерами. Судя по всему, Кузнецовой они не принадлежали.

picture

 Анна Кузнецова (вторая справа) во время прогулки по набережной
в городе Камбрилсу, Каталония, Испания, апрель 2024 года.

В мужчине за рулем BMW X6 источники ЭП узнали харьковского предпринимателя Константина Батвинова, а в женщине слева от Кузнецовой – его жену Яну. "Они не просто знакомые или друзья, а кумовья. Батвиновы крестили сына Кузнецовой Кирилла Ефременко (родился в 2006 году)", – рассказывает собеседник ЭП, знакомый с ситуацией.

picture

 Константин
Батвинов за рулем BMW X6 в Камбрилсе, Каталония, Испания, апрель 2024
года

Константин Батвинов – известная персона на харьковском рынке топлива. В 2006-2013 годах он занимал должность директора небольшой местной сети АЗС "Спика", а его старшим партнером был тогда харьковский бизнесмен Сергей Коваленко. Кстати, бывший муж Кузнецовой Виталий Ефременко в те времена работал в компании "Спика" вместе с Батвиновым.

В начале 2013 года Коваленко и Батвинов продали "Спику" харьковскому фавориту "семьи Януковича" Сергею Курченко, оформившему ее на свою компанию Ernor Holdings.

Батвинов, успевший поработать на Курченко до конца 2013 года (тогда он возглавлял ЧП "Спика"), остался в топливном бизнесе. В том же году он основал в Харькове ООО "Старвид Инвест" и "Золотой стандарт Плюс", а в конце 2014 - ООО "Золотой стандарт К". Последнее, как покажут дальнейшие события, станет наиболее прибыльным его активом.

В мае 2015 года Батвинов открыл собственную АЗС в Харькове под названием "Наша правильная заправка" или "НПЗ". Впоследствии Батвинов открыл в Харькове вторую АЗС "НПЗ", которой управляла приобретенная им в 2016 году компания "Стабина". С 2016 года компании Батвинова, в частности, ООО "Золотой стандарт К", начали участвовать в тендерах на поставку топлива, в частности, коммунальным предприятиям Харькова.

picture

 АЗС Батвинова в Харькове выглядела неординарно

Сначала – без особых успехов. Коммунальщики, например, "Харьков-Сигнал" и "Шляхрембуд" часто отклоняли предложения "Золотого стандарта К" и компания получала небольшие объемы заказов по сравнению с тогдашними фаворитами харьковской мэрии. Например, ООО "Хозсфера", считавшееся близким к Геннадию Кернесу, в те времена получало заказы на сотни миллионов гривен.

Все изменилось в конце 2020 года, именно тогда, когда Терехов стал и. о. мэра Харькова вместо Кернеса.

По данным "Прозорро", в 2015-2020 годах на государственных тендерах "Золотой стандарт К" получил подряды в общей сложности на 56,6 млн грн, а в 2021 году, когда мэрию возглавил Терехов, - на 103 млн грн.

После вынужденной полугодовой тендерной паузы, наступившей с начала большой войны, в конце 2022 года на компанию полился дождь из денег. Он не утихает до сих пор. С этого времени до конца мая 2024 года "Золотой стандарт К" подписал контракты с харьковскими коммунальщиками на сумму около 1 млрд грн.

Похоже, что закрепиться на топливном небосводе компании Батвинова мог помочь админресурс, которым владеет Терехов, отмечают журналисты ЭП. Подконтрольные ему коммунальные предприятия Харькова после начала войны начали отдавать многомиллионные контракты "Золотому стандарту К" без тендеров.

25 февраля 2023 года Минреинтеграции исключило Харьковскую громаду из перечня тех, где ведутся активные боевые действия, и отнесло в перечень "возможных боевых действий", что автоматически обязало Харьков заказывать все товары и услуги через "Прозорро". Но в горсовете нашли способ и дальше распределять контракты в ручном режиме.

Этим решением явилась схема с прописанными в тендерных условиях большими периодами оплаты за поставленный товар. Обычно заказчики обязуются рассчитаться за топливо в течение 5-20 дней после поставки и предъявления расходной накладной.

Это нормально для рынка, где через неделю цены могут существенно измениться. Но в Харькове все по-другому. На самых больших закупках, где контракты достались "Золотому стандарту К", этот показатель установили на уровне 60, 120, 180 или даже 365 дней.

Перевод средств в течение 365 дней со дня поставки товара является едва ли не самым серьезным препятствием, отбивающим желание приходить на тендеры у других поставщиков. "Все понимают, что чужак, который движется на такой тендер, будет ждать своих денег ровно год. А "своим" оплата будет произведена через несколько дней. Именно это значение имеет слово "в течение", - объясняет ЭП собеседник на рынке топлива.

Эти слова подтверждает проведенный ЭП анализ почти 20 тыс. топливных тендеров в "Прозорро" за 2023-2024 годы.

В одном таком тендере КП "Харьковводоканал" в последние дни 2023 года с ожидаемой стоимостью 85,15 млн. грн. и условием оплаты до 180 дней единственным участником и автоматическим победителем, с которым быстро подписали контракт, стал "Золотой стандарт К". В другом тендере от февраля 2024 на 5,8 млн грн от КП "Ритуал" Харьковского городского совета количество дней оплаты установили на отметке 90. Победу одержал "Золотой стандарт К".

На тендерах, где других участников-конкурентов не отпугивали длительные сроки оплаты, на помощь Батвинову приходил заказчик. Например, в августе 2023 года КП "Харьковводоканал" на тендере по закупке 1,5 млн литров бензина марки А-95 отказал государственной компании "Укрнафта-Постач", которая предложила 66 млн грн, признав победителем "Золотой стандарт К" с ценой 71, 85 млн. грн.

Подписанный с компанией Батвинова контракт коммунальные предприятия действительно выполняют как образцовый контрагент – расчет происходит в кратчайшие сроки после получения топлива.

Это не частные случаи, а система. ЭП проанализировала данные сайта spending.gov.ua для сравнения условий оплаты на момент проведения тендера в "Прозорро" с датами фактической поставки и оплаты за товар через Государственную казначейскую службу.

В почти сотне трансакций в пользу ООО "Золотой стандарт К", отраженных на этом сайте, средний срок оплаты составляет восемь дней.

Много вопросов к Батвинову возникает и из-за его зафиксированного правоохранителями участия в схемах реализации контрафактного горючего. Он и группа его компаний, в частности, ООО "Золотой стандарт К", фигурируют в материалах уголовного производства Нацполиции . Однако у правоохранителей могут возникнуть проблемы с привлечением Батвинова к ответственности. По данным источников ЭП, в октябре 2023 года Батвинов уехал из Украины по системе "Шлях" в качестве волонтера и с тех пор не возвращался.

Во время подготовки материала ЭП обратилась с просьбой о комментарии к Батвинову, Кузнецовой и Терехову, однако безрезультатно.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
Поделиться