Рыбные лавки, заводы и парки: что известно об одной из главных транспортных улиц Харькова

Как строили одну из главных транспортных улиц Харькова

Улицы Харькова сохраняют историю создания и строительства города. "Комментарии. Харьков" рассказывают историю улицы Клочковской.

В 1804 году, губернский землемер Николай Драгомир из Слободско-Украинской губернии впервые в истории Харькова дал официальные названия местным улицам, пишет издание Newsroom. Одной из таких была Клочковская улица, расположенная у реки Лопань, которая ведет к Клочковской мельнице "внизу под горой".

Авторы книги "История города Харькова за 250 лет существования", Багалий и Миллер, ошибочно считали, что Клочковская улица, как часть слободки Клочковка, включала в себя и местность Пески, хотя ни Клочковская мельница, ни слободка Клочковка, ни Пески не были частью городских границ.

Существует расхожее мнение, что название Клочковская улица происходит от харьковского полкового судьи Тимофея Лаврентьевича Клочка, основателя Клочковской мельницы, хотя документальных доказательств этого нет. Предположение о происхождении этого топонима может быть другим. Старые карты показывают, что мельница была расположена на нескольких маленьких островах или клочках, что могло стать происхождением названия. Интересно, что на реке Лопань в черте города, в крепости, существовала аналогичная местность со многими маленькими островами, известная как Клочки.

В 1824 году в начале Клочковской улицы появились рыбные лавки, что указывало на рост торговли в регионе.

В 1909 году улица стала еще более значима с появлением трамвайной линии, что способствовало увеличению доступности и развитию инфраструктуры.

1924 год ознаменовался крупными планировочными работами. На месте бывшего пустыря, перерезанного глубоким оврагом, был обустроен Клочковский спуск, соединивший улицу с Майданом Свободы (бывшая площадь Дзержинского). Тогда же улицу продолжили по трамвайной линии.

В архивных документах говорится, что 1930-е годы принесли новые изменения: у Бурсацкого моста появились кузницы, а за ними – каменные торговые бани. В этот период часть улицы, прилегающая к Покровскому собору, перестраивалась, несмотря на болотистые территории, ранее сдерживавшие застройку.

В 1955 году на склоне Сада Шевченко, выходящего на Клочковскую, построили живописную каскадную лестницу.

В 1959 году улица расширилась, а трамвайная линия – продолжилась.

Ботанический сад Харьковского Национального университета имени В.Н. Каразина, расположенный на Клочковской, 52, долгое время являлся важной частью экологической и научной жизни города. Часть сада позже была перенесена в район Павлова Поля (Саржин Яр).

На Клочковской также находились ряд предприятий, среди которых заводы "Металлист", торгового машиностроения и пищевых кислот. В девятой пятилетке улица пережила значительное строительство: в конце улицы был построен большой путепровод, объездная дорога вокруг Харькова, открыт кинотеатр "Современник" и дворец водного спорта.

Большое жилищное строительство произошло в 1971-1975 годах, особенно в северной части улицы в районе Алексеевки. Согласно проекту института "Харьковпроект", была начата застройка микрорайонов Павловки, занявших площадь 290 гектаров и ставших частью единого жилмассива.

picture

Среди достопримечательностей на Клочковской следует указать:

  • Городской сад имени Шевченко,

  • Пантелеймоновский храм

  • Сосновая горка,

  • Храм Алексия, человека Божия,

  • Костел Святого Семейства.

Эти объекты являются не только свидетелями истории, но и важными частями современного городского ландшафта Харькова.

Ранее "Комментарии. Харьков" сообщали, что харьковский вокзал попал в тройку лидеров.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
Поделиться